РеспубликаАдыгея, Шовгеновский район, а. Пшичо, ул. Ленина,2 Почтовый индекс: 385462
Телефон:8 (87773) 9-31-68 e-mail: khat.school6@mail.ru
|
Ceeva_N.A._Osnovnye_gruppy_slozhnosochinennyh_predlozhenii _po_znacheniju_i_sojuzam.docx Цеева Н.А., учитель руского языка и литературы МОУ СОШ № 6
Тема: « Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении». Цель урока: закрепить знания учащихся о сложносочиненном предложении, совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП. Ход урока 1.Проверка домашнего задания
-Какие союзы встречаются в ССП? -Какие значения могут иметь ССП? -В каком случае запятая между предложениями в ССП не ставится? 2. Закрепление изученного материала 1). Упражнение 12 (устно; упражнения 1, 2, 3, 4, 5, 7 из п.1 и сделать схемы к ним в тетрадях). 2). Диктант с взаимопроверкой. Записать предложения под диктовку, сделать разбор: 1-й вариант – фонетический и морфологический; 2-й вариант – словообразовательный и по составу синтаксический. А) Бабочки крыльями хлопали очень тихо, а стрекозы крыльями пели очень звонко. Б) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна. В) На покосе то мошкара кружит, то комары звенят и жалят. Г) Кот принял угрожающую позу, щенок тоже оскалился. 3.Творческий диктант. Закончите пословицы, использовав противительные союзы: А) Не место красит человека, … (а человек место). Б) Не красна изба углами, … (а красна пирогами). В) Мягко стелет, … (да жестко спать). Г) Делу время, … (а потехе час). Д) Близок локоть, … (да не укусишь). Е) Не спеши языком, … (а спеши делом). Вариант задания: выписать из словаря В.И.Даля пословицы – ССП с противительными союзами. 4. Конструирование предложений. Синтаксические синонимы. Составьте из двух предложений одно сложносочиненное с общим второстепенным членом. А) Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет. (Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюет). Б) Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки. (На арене цирка тигры послушны и слоны легки). В) Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится. (Перед контрольной обязательно зуб заноет, рука разболится). 5. Работа с учебником. 1) Упражнение 14: п. 1 – устно (выполняем «по цепочке»), п. 11 – письменно; предварительно выразительно читаем текст упражнения – стихотворение И.А.Бунина. 2) Упражнение 19 (работа с текстом романа М.Ю.Лермонтова «Герои нашего времени»). Вариант задания: выписать из статей учебника литературы ССП с соединительными, противительными союзами. 3) Записать в словарик слова в рамках: гуманный, человечный. Придумать ССП с этими словами. 6. Занимательная лингвистика. Найдите «четвертое лишнее»: 1) Дом не велик, да скучать не велит. 2) Хлеб да каша – пища наша. 3) Маленький, да удаленький. 4) Хороша Маша, да не наша. (Лишнее предложение – 2, в остальных случаях да; но) 7. Домашнее задание. Упражнение 16 – письменно; Упражнения 20, 21 – устно. Принести на урок газету, выбрать понравившуюся статью , заметку или очерк.
|
|