РеспубликаАдыгея, Шовгеновский район, а. Пшичо, ул. Ленина,2 Почтовый индекс: 385462
Телефон:8 (87773) 9-31-68 e-mail: khat.school6@mail.ru
|
Утверждаю : Директор МОУ ХСОШ № 6 ________________________ Кубашичев А.К. «16»февраля 2006 г.
Программа развития МОУ «Хатажукаевская средняя общеобразовательная школа № 6 имени Ахмеда Хаткова» МО «Шовгеновский район» на 2006-2011 годы.
1. Краткая аннотация программы развития школы Программа развития средней общеобразовательной школы №6 представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии эффективности, планируемые конечные результаты. Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации. Данная Программа открыта для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ её выполнения.
Нормативная база для разработки программы развития школы 1. Конституция Российской Федерации. 2. Конституция Республики Адыгея. 3. Конвенция о правах ребенка. 4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». 5. Закон РФ «Об образовании». 6. Национальная доктрина образования в РФ, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. 7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. 8. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. 9. Устав школы. 10. Положение о МОУ «Хатажукаевская СОШ № 6 имени Ахмеда Хаткова»
Разработчики Программы: Кубашичев Азамат Калубатович – директор МОУ СОШ №6 Даурова Нафисет Аскарбиевна – заместитель директора по учебно – воспитательной и методической работе Кубашичева Сусанна Кимовна - заместитель директора по воспитательной работе и информационно – коммуникативным технологиям
2. Информационная справка о школе
2.1. Общие сведения о школе и контингенте учащихся
Хатажукаевская средняя школа была открыта в 1928 году, в 1929 году переименована в Школу колхозной молодежи (ШКМ). С 1948 года по сегодняшний день функционирует как средняя общеобразовательная школа. В 1978 году построено новое здание школы на 1176 мест. В Хатажукаевской СОШ №6 с момента её основания работала целая плеяда педагогов, которые принесли ей славу.
2.2. Общее состояние школы в настоящее время
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Хатажукаевская средняя общеобразовательная школа №6 имени Ахмеда Хаткова» расположено по адресу Республика Адыгея, Шовгеновский район, аул Пшичо, улица Ленина, 2 . Здание 3- этажное, состоит из 1-го корпуса, год постройки нового здания -1978 . Школа типовая, имеет столовую, библиотеку, актовый и спортивный залы, кабинеты химии, биологии, географии, физики, информатики, музыки, комбинированные мастерские. По состоянию на 1 сентября 2005 года в школе обучаются 417 учащихся, из них в начальной школе — 135 учащихся (9 класс-комплектов), в среднем звене - 207 учащихся (11 класс-комплектов), в старшем звене – 76 учащихся (4 класс-комплекта). Школа занимается в одну смену в режиме шестидневки. Продолжительность урока 40 минут. Все классы общеобразовательные, занимаются по национальной программе. С 1979 года в школе создаются ежегодно группы продлённого дня. В данном учебном году создано 10 групп продлённого дня (250 учащихся). Внеклассная и внешкольная работа построена по системе КТД. В 1992 году школа первая в России учредила День матери по Хатажукаевскому сельскому округу. Функционируют 18 кружков, в том числе: «Золотое шитье», «Народные промыслы», «Старинные адыгские песни», которые предоставляют возможность, сохраняя свою самобытность, определить место этноса в мировом сообществе. Работают спортивные секции. Учащиеся имеют возможность заниматься в филиале Адыгейской республиканской школы олимпийского резерва по дзюдо (42 ученика). Из них: чемпионов России - 2, чемпионов Адыгеи – 11, победителей и призеров международных турниров - 5. Школа прошла лицензирование и подтвердила свой статус средней (полной) общеобразовательной школы. Школа является победителем смотра – конкурса «Школа года» в 1997году. Приказом №14 от 23.01.1995 года Министерства науки и образования Республики Адыгея школа утверждена пилотной площадкой в рамках проекта «Развитие национальной школы в контексте мировой культуры» под эгидой ЮНЕСКО. За основу адыгской национальной школы взяты идеи и традиции адыгской этнопедагогики. Разработан и введен факультативный курс «Формирование ученика как субъекта возрождения адыгской национальной культуры» ( авт.Шаова С.Г., Даурова Н.А., Кубашичева С.К.) для учащихся 2-3 ступени обучения и разработан УМК по детскому фольклору для учащихся 1 ступени обучения( авт. Шаова Ф.И.). Главным является не восстановление идеализированного прошлого, а развитие творческих возможностей на основе ответа на вопрос: кто мы такие, какого роду племени, в чем наши корни. С 1979 по 1997 год школа сотрудничала с НИИ национальных школ по апробации учебников и УМК по разным учебным предметам и внеклассной воспитательной работе. В 2002-2003 учебном году учителя школы принимали участие в апробации учебно - методического комплекта «Русский язык» для 1, 2, 3 классов национальной школы абхазско – адыгской языковой группы авторов Г.Г. Городиловой, Х.Х. Амшокова, С.К. Амшоковой. Разработано методическое пособие «Адыгабзэр бзэш1у» («Родной язык – святой язык»). Традиционно в школе проводятся семинары, конференции, единые методические дни, заседания методических объединений, постоянно действующих семинаров муниципального уровня. Студенты АГУ, адыгейского педколледжа проходят педагогическую практику на базе школы.
2.3. Характеристика педагогического коллектива. Педагогический коллектив состоит из 59 учителей. Из них имеющих звание: «Заслуженный учитель РФ» -1, «Отличник народного образования» – 7, «Почётный работник общего образования» - 8 , награжденных орденами -1, грамотами Министерства науки и образования РФ – 10, призеров регионального конкурса «Учитель года» - 2 (Кубашичева С.К., Хачемизова Ф.К.) победителей - 1 (Шаова Ф.И.). Имеют высшую квалификационную категорию – 23 (39%), первую – 26 (44%), вторую – 9 (15,3%). 50 учителей имеют высшее педагогическое образование,9 –среднее педагогическое образование. Коллектив стабилен, обновление происходит незначительное. Школа полностью укомплектована кадрами, вакансий нет. В школе работает 4 методических объединения, 1 творческая группа.
Распределение кадрового состава по стажу работы:
2.4. Особенности управления школой. Управление школой осуще6ствляют директор и его заместители. Директор координирует усилия всех участников образовательного процесса через педагогический совет, родительский комитет, общественные институты «Ны хасэ», «Ты хасэ», общешкольную конференцию. Заместители директора осуществляют информационную, аналитическую, мотивационную, диагностическую, организационную, исполнительскую, контрольно – оценочную, регулировочную функции. В школе существует психологическая служба, созданы предметные методические объединения, творческие группы учителей. Характеристика требований социума к образованию школы. Родительский заказ: - обеспечение качественного образования, необходимого для дальнейшего обучения на следующих ступенях; - воспитание нравственного, ответственного, способного к продуктивной деятельности человека.
2.5. Организация образовательного процесса. Организация образовательного процесса строится, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний, необходимости создания условий для получения качественного образования в условиях сельской национальной школы. Учебный план Хатажукаевской СОШ №6 разработан на основе федеральной и региональной нормативно-правовой базы. Учебный план направлен на реализацию целей и задач общего среднего образования и концептуально опирается на принципы:
Каждому обучающемуся должен быть подобран образовательный маршрут с целью оптимизации его учебной, психологической и физической нагрузок и обеспечена гибкая система перехода к профильному обучению. В национально – региональный компонент учебного плана Хатажукаевской СОШ №6 с родным (нерусским) и с русским (неродным) языком обучения включены учебные предметы: адыгейский язык, адыгейская литература, история Адыгеи, этнокультура. Изучение адыгейского языка регламентируется государственными образовательными стандартами в рамках национально-регионального компонента базисного учебного плана. При проведении учебных занятий по русскому языку, иностранному языку, технологии при наличии 20 и более учащихся осуществляется деление классов на 2 подгруппы. Продолжительность учебного года: 33 недели для 1-х классов и 34 недели для 2-11-х классов. Занятия организованы в первую смену. Вторая смена полностью обеспечивается блоком дополнительного образования и группами продлённого дня. В школе 11 групп продлённого дня, которые охватывают 275 учащихся 1-8-х классов. Горячее питание получают 275 учащихся, остальные – буфетное обслуживание. Школа занимается в режиме шестидневной учебной недели при 40 минутной продолжительности урока, в подготовительном и 1-х классах продолжительность урока – 35 минут.
Школа включает следующие ступени обучения.
Предшкольное образование. Группа кратковременного пребывания осуществляет подготовку детей к школе с целью обеспечения равных возможностей для последующего обучения в начальной школе. Обучение осуществляется по Программе предшкольного образования детей 5- 6 лет, разработанной учителями школы Дауровой Ж.А., Нагоевой Щ.Ю.,Шаовой Ф.И., Чамоковой С.З., Дауровой Н.А. с опорой на программу обучения детей 6 лет в подготовительном классе национальной школы авторов Тамбиевой Д.М., Барагунова М.Х., Клищенко З.А. и др.
1 ступень: начальная школа, срок обучения 4 года. Занимается по общеобразовательным программам, включая элементы развивающего обучения.
Основные задачи обучения на начальном этапе:
На первой ступени обучения введены курсы «Риторика», «Ритмика».Часы, отведённые на преподавание труда и ИЗО используются для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд».
2 ступень: 5-9 общеобразовательные классы, срок обучения 5 лет. Основными задачами 2-ой ступени обучения являются:
Часы, отведённые на преподавание труда и ИЗО в 5-8-х классах используются для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд».
План для 9 класса в соответствии с требованиями БУП РФ 2004 года содержит федеральный компонент, представленный группой предметов базового уровня. С учётом рекомендаций БУП для 9 классов организована предпрофильная подготовка: введен курс «Мой выбор», дополнительные элективные курсы: - «Художественный анализ текста» - «Математическая логика и программирование» - «Многоликая математика» - «Политическая карта мира». В 9 классе изучается предмет «Автодело» за счёт уроков технологии.
3 ступень: 10-11-е классы, завершающая ступень общего образования. При проведении учебных занятий по русскому языку, иностранному языку, технологии, физической культуре, а также по информатике, химии, физике (во время проведения практических занятий) при наличии 20 и более учащихся осуществляется деление классов на 2 подгруппы. План для 10-11-х классов призван обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению . Эффективное достижение указанных целей будет решаться введением профильного обучения в старших классах , которое ориентировано на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. В учебном плане на 2005-2006 учебный год представлены базовые общеобразовательные учебные предметы, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся .Также введены предметы «Автодело» и «Экономика» . Система дополнительного образования школы используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Оно направлено на создание условий для развития личности каждого школьника, для повышения качества образования и уровня воспитанности учащихся. В школе реализуются Программы дополнительного образования детей по следующим направлениям: Творческие («Волшебной музыки страна», «Юные таланты», «Художник - оформитель»); Познавательные («К пятёрке шаг за шагом», «Знатоки математики», «Интеграл», «Юный эколог» , клуб «Что? Где? Когда?» ) Предметные («Готовимся к ЕГЭ» по русскому языку, математике, химии, биологии). Кружки по интересам, открытые на базе школы за счет средств учреждений дополнительного образования, успешно функционируют. Число учащихся, занимающихся в кружках достаточно высок (348 учащихся в 19 кружках, что составляет 79% всех обучающихся в школе).
Отрабатываются механизмы эффективного взаимодействия педагогического коллектива с семьями учащихся. Постоянно проводятся «Дни открытых дверей» для родителей, тематические родительские собрания, консультации педагогов, совместные КТД. Действуют избранные родительский комитет, Ны хасэ, Ты хасэ. Формируется система управления педагогическим процессом в соответствии с принципами централизации и децентрализации в принятии и осуществлении управленческих решений, коллегиальности и единоначалия в управлении. Определён функционал директора, заместителя директора по УВР, заместителя директора по ВР, руководителей структурных подразделений ( МО, творческие группы) , созданы и действуют Совет школы, методический совет, педагогический совет, целенаправленно и планомерно реализующие функции планирования, организации, руководства и контроля в педагогическом процессе.
2.6. Внешние связи школы - Администрация МО «Шовгеновский район» - УО МО «Шовгеновский район» - Центр дополнительного образования. - Отдел по работе с молодёжью. - МО «Хатажукаевское с/п» - Сельский дом культуры ( а.Кабехабль) - Сельская библиотека ( а . Пшичо , а.Кабехабль) - ДЮСШ , а. Хакуринохабль - ЦЗН Шовгеновского района
2.7. Текущее ресурсное обеспечение школы
Текущее ресурсное обеспечение осуществляется за счёт различных источников финансирования: бюджетные средства , дополнительные привлечённые средства ( спонсорские средства , добровольные пожертвования).
2.8. Материально-техническая база
Школа функционирует в новом здании школы 1978 года постройки. Школа располагает спортивным залом, спортивными площадками, столовой на 150 мест, комбинированными мастерскими, оборудованными кабинетами информатики, биологии, физики, химии . Общее количество учебных кабинетов с учетом малых кабинетов — 67 Библиотека обладает общим фондом более 14 000 единиц хранения. Школа обеспечена практически полностью учебниками и учебно-методической литературой по всем преподаваемым дисциплинам ( в основном за счёт родителей). Имеется укомплектованный компьютерный класс, 2 ПК для административного пользования, множительная техника ( 3 ед.)
3. Анализ результатов учебно - воспитательного процесса, основных способов их достижения, конкурентных преимуществ и проблем школы
3.1. Результаты учебно – воспитательного процесса. За время своего существования школа завоевала значительный авторитет среди населения.
За последние годы школа достигла ощутимых результатов в воспитательной деятельности. Уровень воспитанности выше среднего. Показатели участия в конкурсах, фестивалях, НПК, исследовательских проектах высокие. Ядром многопрофильного воспитательного коллектива школы являются детские организации школы «Родничок» (1-4 классы), «РМИД»(5-8 классы), «Старшеклассник» (9-11 классы) Стабильный уровень подготовки учащихся обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива по обновлению содержания образования и поиском новых форм организации образовательного процесса. Событийный подход, положенный в основу развития системы личностных отношений участников образовательного процесса, позволил наполнить жизнь школьников яркими эмоциональными переживаниями, объединяющими учеников и учителей на основе традиций школы. Вся воспитательная работа ведётся по целевым программам («Лидер», «Патриот», «Здоровье», «Интеллект», «Творчество», «Содружество»). В её основе лежит система КТД по методике профессора И.П.Иванова. Главный принцип жизни - забота об улучшении окружающего мира, о далёких и близких друзьях. Управление осуществляется через советы детских объединений, обеспечивающих развитие самодеятельности, инициативы и творчества учащихся в организации общественно-значимых дел. Показателем эффективности учебно-воспитательного процесса является и то, что в школе нет детей, которые стоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних, нет грубых нарушений дисциплины и порядка, мало пропусков уроков без уважительной причины.
3.2. Основные способы достижения результатов образовательного процесса Работа коллектива направлена на обеспечение успешного обучения через использование уровневой дифференциации и индивидуального подхода. Дифференциация обучения предполагает выделение: - базового уровня образования, учитывающего индивидуальные возможности и способности учащихся; - повышенного уровня обучения, предполагающего глубокое овладение материалом и творческое его преломление на практике; -дифференцированное обучение, предполагающее успешное овладение всеми учащимися основами наук. Качество обучения достигается за счёт дифференцированных заданий, индивидуального подхода к каждому ученику, организацией в классах неоднородной обучающей среды. Все педагоги создают ситуацию, при которой дети продвигаются в своём темпе и по своим способностям. Коллектив педагогов ставит перед собой задачу дальнейшей разработки и освоения развивающих технологий обучения. Последние три года усилия коллектива направлены на обеспечение качества обучения через использование на уроках новых педагогических и компьютерных технологий, элементов проектного обучения, методики ТРИЗ и т.д . Собственный опыт, творческое использование традиционных и нетрадиционных методик обучения позволили коллективу создать своеобразную систему успешного обучения учащихся. Педагогический коллектив работает над проблемой внедрения ИКТ в учебный процесс. Все педагоги прошли курсы по овладению навыками работы на компьютере, 40% педагогического коллектива обучены применению ИКТ в учебном процессе.
3.3. Конкурентные преимущества школы и противоречия образовательного процесса Анализ современного состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести: • квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения; • значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию; • качественную начальную подготовку, позволяющую школьникам добиваться хороших учебных показателей на второй и третьей ступенях обучения; • достаточно высокий компетентностный уровень выпускников школы; • интеграцию основного и дополнительного образования.
Вместе с тем выявлены следующие противоречия, на разрешение которых должна быть направлена программа развития школы. Это противоречия между: • стандартной поточной системой образования и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым учеником; • ориентацией организации и содержания школьного образования на воспроизведение готовых знаний, на отсутствие поисков, творческой активности и реальными жизненными ситуациями, требующими принятия самостоятельных решений, самоопределения; • профессиональной готовностью части учителей взаимодействовать со «школьной» личностью ученика и его целостностью как объективной реальностью;
4. Концептуальные основания программы развития
Цель программы. Создание нормативно-правовых, организационно-педагогических, научно – методических условий, обеспечивающих функционирование и развитие школы в интересах учащихся. Основные задачи программы
1. Создание условий для социальной адаптации личности выпускника. 2. Обеспечение достижения всеми обучающимися требований российских образовательных стандартов по образовательным областям Базисного учебного плана. 3. Создание условий благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья детей, обучающихся в школе. 4. Создание условий для формирования мотивации к саморазвитию и самообразованию учащихся и педагогов. 5. Укрепление ресурсной базы с целью обеспечения эффективного развития школы.
4.1. Представления о выпускнике школы и качестве образовательного процесса
Школа должна обеспечить комплексную программу развития детей в системе непрерывного образования, доступность обучения всех детей, разнообразие образовательных услуг, улучшить качество образования, поэтому необходимо строить учебно-воспитательный процесс на основе глубокого, всестороннего изучения личности школьника, динамики развития каждого ребёнка. Особое внимание необходимо уделять развитию, воспитанию на этнокультурных и общечеловеческих ценностях, формированию базовой культуры учащихся, укреплению здоровья, оказанию помощи в самореализации каждого школьника. На ступени дошкольного образования необходимо больше уделять внимания сенсорному развитию ребёнка, отработке двигательных навыков, пространственной ориентировке, развитию коммуникативных качеств личности, мышления, навыков культурного поведения, укреплению здоровья, физической, психической и мотивационной готовности детей к школе. На 1 ступени (начальные 1-4 классы) необходимо продолжить работу, начатую в дошкольном учреждении, под контролем психолого–педагогической службы с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. К моменту окончания начальной школы обязательными являются выполнение государственных стандартов образования, а также сформированность положительного отношения к учёбе (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольного поведения, что означает умение включаться в задание, выполнять задачу, планировать свои действия, выполнять их по правилу и адаптироваться в новых условиях; овладение учениками доступными им способами и навыками освоения учебной программы. На 2 ступени (5-9 классы) реализовать базовый компонент образования с предоставлением учащимся возможности перехода от одного дополнительного курса к другому, дифференцировать обучение сообразно способностям школьников и психолого-социологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса, корректирующего развитие каждого ученика. Требования к результату деятельности педагогического коллектива на ступени основной школы:
Выпускник второй ступени школы представляется личностью творчески развитой, способной к самоопределению, имеющей достаточный уровень базовых знаний, необходимых для продолжения обучения, владеющей навыками познавательной деятельности (способность рассуждать, креативность, самосознание и адекватная самооценка). Для него характерны ответственность за свои действия, высокий уровень воспитанности. При этом для него значимы этнокультурные и общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к другим людям.
Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
На 3 ступени (10-11 классы) реализовать базовый компонент образования с целью развития интереса и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводить предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей учащихся. Среднее (полное) общее образование является основной для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования. Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), вводить обучение по различным профилям и направлениям. Разработаны и прилагаются к данной Программе модели выпускника.
4.2. Основные положения концепции школы
Выпускник школы, для того чтобы чувствовать себя уверенно в условиях высокой динамики социально-экономических, политических и прочих изменений, присущих современному обществу, должен обладать универсальной школьной подготовкой. Методы, используемые педагогами в работе со школьниками в ходе образовательного процесса в школе, должны быть ориентированы на: • самопознание и саморазвитие учащихся; • развитие самостоятельности и ответственности у учеников за свои успехи и неудачи; • формирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся;
• поощрение усилий школьников, направленных на достижение высоких результатов в различных видах деятельности; • развитие у учащихся волевых качеств путем их включения в достаточно сложную и вместе с тем посильную работу. Это предполагает переход от информационно-объяснительной образовательной технологии к деятельностно-развивающей, который предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, повышение уровня самостоятельности обучающихся в своей деятельности; использование в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов. Существенную роль в этом направлении могут сыграть интеграция основного и дополнительного образования, ученическое соуправление и различные школьные сообщества. Развитие у школьников установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими в стенах школы опыта совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей. Этому должно способствовать расширение сферы применения проектного обучения, характерными чертами которого являются: • вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности школьников; • направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов исследовательской работы учащимися; • многообразие проектов, выполняемых на межпредметном и надпредметном уровнях. Проектная технология способна изменить систему общения учителя и ученика, сделав ее диалогичной. В результате этого будут созданы условия для: • обогащения жизненного опыта всех участников проектной деятельности; • самопознания учащихся, более четкого понимания ими своих достоинств и ограничений; • овладения школьниками опытом совместного решения проблем. Школа немыслима, если сами педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений. Учитель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы. Поэтому задачей школы является поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою психолого-педагогическую и предметную компетентность. С этой целью необходимо поддерживать и развивать потребности учителей заниматься повышением своей профессиональной подготовки, совершенствовать свои авторские и модифицированные курсы, участвовать в управлении школой, информировать учащихся о достижениях их наставников. Школа во все времена была, есть и будет социокультурным центром, ибо она стоит у истоков любви к Отечеству. Зачастую реальные системные изменения в сельской местности происходят благодаря тому, как определится педагогический коллектив в вопросах: в чём будущее родного аула и куда, в каком направлении двигаться. Школа на селе - фактор стабильности и центр духовной культуры. Необходимо тесное взаимодействие на договорной основе с сельской библиотекой, Домом культуры. Сельская школа выполняет функции социальной и психолого-педагогической помощи развивающейся личности ребёнка, она выполняет функции дошкольного, дополнительного и начального профессионального образования. Представления о выпускнике школы и основные положения ее концепции определяют следующие приоритетные направления развития образовательного учреждения:
формирования миропонимания и навыков учащихся, соответствующих требованиям современности и будущего.
способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху.
5. Приоритетные направления реализации программы.
5.1. Непрерывное образование.
Государственные стандарты, которые являются основой обучения в школе, позволяют педагогам самостоятельно изменять содержание образования и решать проблему преемственности программ, методов диагностирования на разных ступенях учебно – воспитательного процесса. Это позволяет адаптировать системы обучения к меняющимся условиям и выполнить социальный заказ, обеспечить преемственность и повысить качество знаний .
Для этого необходимо: - обеспечить преемственность и непрерывность образования на всех ступенях с использованием альтернативных образовательных программ и современных тенденций в развитии учебно – воспитательного процесса; - внедрить новые образовательные технологии и максимально индивидуализировать процесс обучения; - ввести максимально возможную компьютеризацию всех ступеней образования; - совершенствовать обучение через улучшение кадрового состава и учебно- методического обеспечения; - уменьшить максимально нагрузки учащихся.
В этой связи необходимо изменить: -подходы к содержанию обучения; - представления о целях обучения; - принципы обучения; - формы обучения; - режимы обучения; -принципы контроля усвоения знаний (рейтинговый подход, индивидуальные траектории обучения). Для реализации непрерывного образования необходимо:
5.2. Использование возможностей этнокультурного образования для формирования миропонимания и навыков учащихся, соответствующих требованиям современности и будущего. Задача: формирование общечеловеческой культуры на основе национального самосознания, как фактора воспитания готовности жить в многонациональном сообществе, уважительно и терпимо относиться к своеобразию других культур и традиций, жизненных устоев. Планируется продолжить работу по развитию национальной школы, организации учебно-воспитательного процесса на этнокультурных ценностях.
Работу по использованию возможностей этнокультурного образования строить по целевой программе « Развитие национальной школы в контексте мировой культуры».
5.3. Создание условий для сохранения здоровья обучающихся.
Фактор здоровья играет особую роль в общем развитии образования, так как доказано, что школьная среда сильно влияет на здоровье ребёнка. Поэтому в настоящее время эта проблема актуальна. Программа здоровьесбережения предусматривает: - недопущение дополнительных учебных нагрузок; - приучение обучающихся к соблюдению правильного режима труда и отдыха, рационального питания, личной гигиене, в том числе с учётом национальных традиций; - реализацию активных оздоровительных мероприятий; - психологическое сопровождение учащихся в процессе обучения.
Исходя из этого, основные положения программы по здоровьесбережению можно сформулировать следующим образом: - считать охрану здоровья участников образовательного процесса одной из приоритетных направлений деятельности ОУ; - нормализовать учебную нагрузку учащихся, создать благоприятную бытовую среду; - развивать материальную базу (спортивно – оздоровительную, медицинскую); использовать сотрудничество с другими ведомствами для оздоровления обучающихся; - разработать методические организационные основы мониторинга состояния здоровья участников образовательного процесса, информационного и медицинского обеспечения профилактической работы. С этой целью необходимо: - выработать определённые принципы взаимодействия всех участников учебно – воспитательного процесса с целью охраны и укрепления здоровья учащихся; - определить комплекс мер по формированию у подрастающего поколения ценностей здорового образа жизни, личной ответственности за состояние своего здоровья; - способствовать созданию в школе благоприятных условий для здоровьесбережения и физического развития учащихся; - обучить приёмам поведения в разных жизненных сиуациях на основе принципов сохранения своего здоровья, личной безопасности, общей культуры.
5.4. Внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху.
Задача: Сформировать дидактическую модель педагогического процесса, обеспечивающего интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности, её креативных способностей.
В школе планируется дальнейшее использование новых педагогических технологий:
Предполагается проведение работы по широкому внедрению в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, что позволит усовершенствовать процесс передачи и получения знаний.
5.5.Совершенствование и развитие образовательного процесса в условиях перехода к предпрофильной подготовке и профильному обучению.
Задача: рассматривать профильное обучение как средство индивидуализации, дифференциации и социализации образования, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, осуществлять их целенаправленную подготовку к осознанному выбору профессии за счёт модернизации его структуры, содержания, организации и управления. Приоритетными являются: обеспечение гибкости, вариативности, эффективности, доступности, соответствия интересам и потребностям потребителя образовательных услуг и социальному заказу системы профильного обучения. Работу по введению ППП И ПО вести по следующему плану.
5.6.Внедрение новых форм итоговой аттестации выпускников школы.
Задача: совершенствование системы оценивания знаний учащихся; реализация информационно-аналитической, контрольно-диагностической функций новых форм итоговой аттестации
5.7. Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива
Задача: Обеспечение школы кадрами с высоким уровнем профессиональной компетенции, позволяющей продуктивно выполнять свои должностные обязанности.
Условием поддержания оптимистического настроя учащихся является постоянный профессиональный рост педагогов, который создает базу для поисков и экспериментов. В содержании методической работы школы акцент будет смещен в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя. Методы поддержки педагога будут направлены на развитие его готовности к субъект-субъектному развивающему взаимодействию. В связи с этим задачей первостепенной важности станет развитие у учителя его профессионального самосознания, а на этой основе — определение путей и средств его профессионального саморазвития. Совершенствование профессионального роста учителей будет достигаться за счет непрерывного и систематического повышения их профессионального уровня, которое представляет собой: • оказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства со стороны школьной методической службы, районной, краевой систем повышения квалификации; • изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, прежде всего связанного со способами взаимодействия с учащимися, реализацией проектных методик, овладением новым содержанием образования;
• овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей; • совершенствование уроков, занятий по проектированию и других форм учебной и воспитательной деятельности; • работе над учебниками и учебно-методическими пособиями для новых курсов. Основными формами работы по повышению квалификации педагогических работников школы являются: • самообразование; • школьные и районные методические объединения учителей, объединения учителей, входящих в проблемные и творческие группы; • школы передового опыта; • семинары-практикумы для учителей и других педагогических работников; • конкурсы профессионального мастерства; • взаимопосещения учебных занятий; • наставничество в различных его формах.
Необходимым условием профессионального роста учителей должно стать овладение ими информационными технологиями на функциональном уровне:
5.8. Нормативно-правовая обеспеченность школы.
Задача: создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную деятельность образовательного учреждения в системе непрерывного образования в современной социально-экономической ситуации.
Основные направления: - формирование целостной нормативно-правовой базы, регламентирующей основные направления деятельности школы; - разработка нормативных документов, определяющих функционал всех сотрудников образовательного учреждения.
Перечень мероприятий
5.9. Взаимодействие с семьёй. Социальное партнёрство.
Задача: Расширение пространства социального партнёрства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в целях развития личности школьников.
Основные направления деятельности субъектов социального партнёрства: школы, дома культуры, сельские библиотеки. - создание социокультурного объединения на договорной основе; - разработка программы совместных действий; - расширение контактов с семьёй через реализацию разнообразных форм взаимодействия; - организация досуга детей, молодёжи; - организация воспитания на основе исторических, культурных традиций этноса.
5.10. Информатизация образовательного учреждения. Задачи: Создание условий для непрерывного профессионального роста педагогов через курсы повышения квалификации, организацию обучения учителей квалифицированному использованию средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Создание материально-технической базы школы, позволяющей всесторонне использовать ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Формирование информационной культуры и нового стиля мышления учителей, учащихся. Основные направления деятельности:
Кадровое обеспечение
Повышение квалификации и осуществление методической поддержки работников школы в области ИКТ. Проведение семинаров, практикумов, обмен опытом по использованию ИКТ. Участие в НПК по внедрению новых педагогических технологий и использованию информационных технологий в учебно – воспитательном процессе. Моральное и материальное стимулирование учителей, применяющих современные технологии обучения.
Материально-техническая база и информационные ресурсы.
Для эффективной реализации программы, необходимо обеспечить образовательное учреждение качественными информационными ресурсами:
Нормативная база.
Разработка программы информатизации.
Информатизация процесса управления школой.
Программное обеспечение баз данных для документооборота. Заполнение конкретными данными по школе: документы, кадры, учащиеся.
Использование ИКТ в образовательном процессе
процедур, поддающихся компьютерной реализации.
повышение квалификации, переподготовка, подготовка кадров.
План по информатизации
5.11. Демократизация управления школой.
Задача: создание оптимальной управляющей системы на основе принципов единоначалия и коллегиальности в управлении и рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности. Основные направления:
- развитие механизмов соуправления школой; - взаимодействие с УО на основе взаимосвязанных программ развития ; - обеспечение участия учащихся в управлении школой, развитие школьного соуправления.
Ожидаемые конечные результаты Программы
Реализация Программы позволит получить следующие результаты. 1. Сформировать целостную открытую социально-педагогическую систему, способную создать комплексное образовательное пространство, адекватное потребностям социума:
2. Личностные потребности учащихся будут удовлетворены через:
3. Учителю будут созданы возможности творческой самореализации.
Сроки реализации программы: с сентября 2006 года по июнь 2011 года. Этапы реализации программы
1. Подготовительный (2006–2007 гг.). Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации образования. 2. Основной этап (2007–2008,2008 -2009,2009 -2010 гг.) Реализация Программы развития. 3. Аналитико-коррекционный (2010–2011 гг.). Анализ и рефлексия достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.
Ресурсное обеспечение выполнения программы.
Разработка и утверждение документов, регламентирующих формы школьного ученического соуправления, соуправления родителей. Формирование и утверждение по предпрофильной подготовке и профильному обучению. Внесение изменений в Устав школы по мере необходимости.
Разработка рекомендаций по использованию новых образовательных и воспитательных технологий.
Информирование участников образовательного процесса о характере изменений в школе.
Расстановка кадров в соответствии с потребностями и необходимостью, курсовая подготовка и переподготовка кадров.
Составление учебного плана и расписания, годового плана работы школы.
Приобретение аудио- и видеотехники, пополнение фонда библиотеки учебной, справочной, методической, художественной литературой.
Составление сметы по внебюджетным доходам.
Критерии для оценки степени реализации программы на конец 2010-2011 учебного года ( динамика в процессе реализации программы)
Управление процессом реализации Программы. Координация и контроль выполнения Программы развития осуществляется руководством школы, органами соуправления и родительским комитетом. Они анализируют ход выполнения плана по реализации Программы, вносят предложения по его коррекции на педагогический совет, осуществляют информационное и методическое обеспечение реализации Программы, текущий, тематический, персональный, предупредительный контроль за деятельностью учителей и обучающихся.
Итоги выполнения Программы подводятся на заседаниях педагогического совета школы ежегодно. Система мероприятий и план действий по реализации программы.
Финансирование Программы развития МОУ «Хатажукаевская средняя общеобразовательная школа №6 имени Ахмеда Хаткова» на 2006 – 2011 годы.
|
|