Багова Э.К., учитель   ИЗО и технологии,  высшая     квалификационная  категории

 

Работы учащихся МОУ СОШ № 6  

 

" Золотое шитьё " 

 

 

Proektnaya_rabota_na_osnove_programm_po_IZO_iskusstvu.docx
 Проектная работа по теме:  «Адыгейская орнаментальная композиция на уроках изобразительного искусства и художественного труда»

         Именно на нас ложится главная ответственность за судьбу подрастающего поколения. Мы в ответе за своего ученика, а значит, за будущее полновластного гражданина своей страны.  Именно сейчас, когда в обществе происходят события с изменениями во всех сферах нашей жизни, нужен человек смелый, творческий и инициативный. В человеке развитие творческих сил и способностей должно быть сопряжено с формированием высокой духовности, высокой нравственности. В нашем обществе основными критериями отношения к труду, людям всегда были, есть и будут нравственные критерии, которым невозможно дать настоящую оценку даже самому яркому профессиональному масте6рству, - ведь нравственность является основой человеческих взаимоотношений, жизни человека в обществе. Перестройка коснулась и школы. Уже сегодня создаются условия для обновления предметных методик, организация учебно – воспитательного  процесса постепенно поднимается на уровень творчества учителя и ученика, встает во весь рост  фигура учителя – новатора. Время невозможно требует пересмотра всего того, что сегодня уже не соответствует живительного процесса обновления. И этот процесс должен коснутся самым непосредственным образом преподавания ИЗО и художественного труда. Быть учителем ИЗО многому обязывает, не только научит детей рисовать, но и мыслить, при этом, возрождая богатую и очень красивую наследию наших предков – адыгов.

       На решение этих задач и нацеливает  программа по изобразительному искусству и художественным ремеслам разработанная А.М.Ланиным и проверенная в национальных школах Адыгеи.

         Переориентация содержания, целей и задач изобразительного искусства, как и других предметов художественного цикла, прежде всего связано с необходимостью учета и использования фактора художественных ценностей отдельных народов, в частности, народов коренной национальности в традиционной культуре которых заложен огромный, неиспользованный в полную силу воспитательный потенциал.

          Известно, что в течение десятилетий в детсадах и школах Адыгеи по разным причинам не уделялось должного внимания изучению богатого наследия адыгейской народной художественной культуры. А дети и подростки адыгейских национальных детских садов и школ не имели возможности для более глубокого изучения своей родной художественной культуры, потому что единые для всех типов детсадов и школ программы РСФСР ограничивали эту возможность. В результате этого нанесен существенный урон возрождению традиций адыгейского народного искусства, интернациональному воспитанию, формированию культуры межнациональных отношений.

      Не могли не настораживать многочисленные беседы со школьниками адыгейской национальности, в результате, которого выявлены слабые знания ими корней своей национальной культуры, богатых художественных традиций народного творчества предков. Поэтому в современных условиях, когда положено начало возрождению традиционной национальной художественной культуры, возросла необходимость создания специальных учебных программ по предметам художественно – эстетического цикла для всех типов общеобразовательных школ.

       В создавшейся ситуации, когда между народами нависла угроза национального разобщения и вражды, формирование культуры межнационального общения приобретает особую актуальность. Поэтому, народному искусству, которое является синтезом красоты, чистоты и нравственности, отводится особая роль в сближении  разных этносов, проживающих на одной территории.

        Созданные умельцами  из  народа,  многочисленные реликвии адыгейского художественного творчества остаются малоизвестным современникам. Потому что, не изданы специальные учебные программы, предусматривающие систематическое полноценное изучение национального художественного  наследия как в адыгейских, так и в других учебно – воспитательных учреждениях системы народного образования Адыгеи.

         Очень важным методическим решениям в обеспечении понимания учащимися национального прикладного искусства должно стать систематическое развитие эстетического чувства детей через восприятие красоты родной природы.

         Растения, цветы, мир насекомых, животных, птиц, ландшафты Адыгеи должны пробудить в детях истинных художников, развить их эстетическое восприятие, заложить прочную основу для осмысленного понимания специфических особенностей национального прикладного искусства, которое веками развивалось, на основе переработки народными мастерами природных форм, стилизации элементов животного и растительного мира.

       Рассматривая красивые завитки рогов коз, буйволов, удивительные по форме и расцветке растения, ребенок легко усваивает особенности композиции адыгейского орнамента, построенного на сочетании стилизованных зооморфных и растительных форм.

           Учебно-практическая изобразительная деятельность учащихся предусматривает изучение и возрождение традиций адыгейского народного прикладного искусства,  других народов Адыгеи на основе принципов художественного краеведения, что позволит детям глубже познать тонкости рукотворного народного ремесла, собрать и сохранить редкостные экземпляры оригинального творчества своих предков.

           В современных условиях духовного обновления общества большое значение имеет приобщение детей к утраченным ценностям профессионального искусства, которое было подвергнуто чрезмерной идеалогизации, отрицательные последствия которой проявились на снижении общего культурного уровня выпускников школ. В  учебные программы предметов художественного цикла, в том числе и ИЗО, не включались произведения других прогрессивных творческих направлений искусств (авангарда, романтизма и т. д.), а так же, произведения профессиональных художников Адыгеи, имеющие высокую художественную ценность и большое значение для воспитания художественного вкуса.

         Новая программа по ИЗО как и действующие программы, адаптированные к адыгейской художественной культуре, предопределяют создание в Адыгее системы художественно-эстетического воспитания средствами изобразительного искусства, которая должна обязательно включать в себя широкую сеть кружков по основам адыгейских народных художественных ремесел (золотому шитью, плетению циновок, плетению корзин, резьба по дереву).

          Это в свою очередь предполагает разработку специальных программ для внеклассных занятий по национальным видам прикладного искусства с привлечением опытных мастеров народного искусства.

          Комплексная система урочных и внеклассных занятий по искусству на материале адыгейской культуры станет надежной основой для всестороннего художественного и эстетического развития школьников Адыгеи.

     Тема орнамента и орнаментальной композиции выбрана не случайно. Орнамент был и остается самым регламентированным видом художественной практики, где идеальный рационализм художественной формы сочетается с орнаментальным набором методов создания творческой композиции. Результат  же труда не уступает «станковым» видам изобразительного искусства.

         Методика «механических» способов создания орнаментальной композиции, значительно упрощающих вхождения школьника в курс декоративных образов ненавязчиво расширяющих палитру его колористических и пластических возможностей.

          По мере привыкания к специфике художественной деятельности перед учащимися  ставятся все более сложные творческие задачи. Элемент случайного энергично преобразовывается в творческий замысел создания орнаментальной композиции, возможно полноценное приобщение школьника ко всей художественной культуре в целом, т. к. орнамент является ее первоосновной и несет в себе все ее элементы.

           Общество на каждом этапе своего движения вырабатывает все новые орнаментальные формы, отражающие как наличие современных технологий, так и новые условия существования индивидуума в общественной и природной среде. Через орнамент можно многое понять в современной культуре и современном обществе в целом. В орнаменте на уровне подсознания отражаются национальные черты личности, ее гениологическая культура . Приобщение школьника к культуре орнамента является современным и крайне необходимым элементом формирования развитой личности современного человека.

             В основе самого сложного орнамента лежат простые, доступные каждому, в том числе и младшему школьнику, принципы его создания. Обнаружение этих признаков, их «гласность» почему-то составляли приоритет специализированных художественных направлений высшей школы. Громадному пласту средне-специального, профессионального, а тем более начального и среднего массового образования было не доступно постижения основ изобразительной грамотности.

           Разработка изобразительной грамотности в комплексе  с началами отвлеченных наук (арифметика, геометрия) формирует и развивает новое, что никогда не ставилось задачей и целью начального и среднего массового образования – построение основ структурности мироздания, всеобъемлющей гармонии принципов его существования.

           Создание доступных методов построения орнаментальных композиций в условиях массовой школы – одно из важных целей и задач системы образования.

             В основе любого, пусть даже очень сложного орнамента  лежат простые преобразования одного или нескольких его элементов. Вычленить эти элементы и метод их преобразования представляется иногда трудной задачей даже для искушенного зрителя. Набор таких первичных преобразований ограничен, но возможности их сочетаний достаточно велики и имеют общее название: элементы, виды или образы симметрии. Исследовательский интерес к видам симметрии проявляют многие  направления науки, и это не случайно, т. к. все многообразие является комбинационным симметрическим методом организации материи в форме живой и не живой природы.

             Орнамент обнаруживает и знакомит учащихся, с одной стороны с элементами, с другой – с глобальными принципами устройства мировоззрения. Такое знакомство протекает на теоретическом уровне, т.к. учащимся предоставлена возможность, создавая виды орнамента, исследовать структурные связи мира, получить первые понятия об эстетике, науке, наблюдающей гармонические основания структуры мира и сопричастности к ней человека на уроках орнаментальной композиции.

            Орнамент был и остается самым регламентированным видом художественной практики, где идеальный рационализм художественной формы сочетается с орнаментальным набором методов создания творческой композиции. Результат же труда не уступает «станковым» видам изобразительного искусства, которые давно уже оперируют орнаментальными формами.

          Вначале  необходимо использовать методику «механических» способов создания орнаментальной композиции, значительно упрощающих вхождение школьника в курс декоративных образов, ненавязчиво расширяющих палитру его колористических и пластических возможностей.

          По мере привыкания к специфике художественной деятельности, перед учащимися ставятся все более сложные творческие задачи.

         На основе орнаментальной композиции возможно полное приобщение школьника ко всей художественной культуре в целом, т. к. орнамент является ее первоосновной и несет в себе все ее элементы.

          Через орнамент можно многое понять в современной культуре и современном обществе в целом. В орнаменте на уровне подсознания отражаются национальные черты личности, ее гениологическая культура. Приобщение школьника к культуре орнамента является своевременным и крайне необходимым элементом формирования развития личности современного человека.

           В основе самого сложного орнамента лежат простые, доступные каждому, в том числе и младшему школьнику, принципы его создания. Обнаружение этих признаков, их «гласность» почему-то составляли приоритет специализированных художественных направлений высшей школы. Обучение предметному, т. е. реалистическому рисунку, живописи и художественному труду в массовой школе крайне необходимо.

         Разработка изобразительной грамотности в комплексе с началом отвлеченных наук (математика, физика) формирует и развивает новое, что никогда не ставилось задачей и целью начального и среднего образования.

        В основе любого, пусть даже очень сложного орнамента, лежат простые преобразования одного или нескольких его элементов. Вычленить эти элементы и метод их преобразования представляется иногда трудной задачей даже для искушенного зрителя. Набор таких первичных преобразований ограничен, но возможности их сочетания достаточно велики и имеют общее название – элементы, виды или образы симметрии. Исследовательский интерес к видам симметрии проявляют многие направления науки, и это не случайно, т. к. все многообразие является комбинационным и симметрическим методом организации материи в форме живой и неживой природы.

          Орнамент обнаруживает и знакомит учащегося, с одной стороны с элементами с другой – с  глобальными принципами устройства мировоззрения. Такое знакомство протекает на теоретическом уровне, т. к. учащемуся предоставлена возможность, создавая виды орнамента, исследовать структурные связи мира, получить первые понятия об эстетике, науке, наблюдающей гармонические основания структуры мира и сопричастности к ней человека, на уроках орнаментальной композиции.

 

                                         

                                     Истоки происхождения адыгейского

                                                  (черкесского) орнамента.

            Согласно древним адыгским преданиям известно, что в Адыгее издавна сложились самобытные традиции народного творчества, одним из которых является – орнаментальное.

            Техника орнаментального творчества нашла в себе яркое воплощение в прекрасных золотошвейных и ювелирных изделиях, в технике плетения циновок, изготовлений керамической посуды и некоторых предметов домашнего обихода.

            Основными элементами адыгского орнамента стали листья и стебли растений, парные завитки рогов животных: быка, барана, козы оленя, а также – фигуры ромба, круга, треугольника и квадрата.Место для формулы.

             Орнамент адыгов отражает представления народа о разумном взаимоотношении природы и человека, о сверхъестественной красоте мира и заимствованных у природы узорных элементов.

             Адыгский орнамент, как и другие орнаменты нашей планеты, зародился в глубокой древности и прошел длинный путь своего развития. И нам выпала честь, совершенствовать и преумножать эти орнаменты, сохраняя адыгский (черкесский) народный стиль.

 

                                            Элементы адыгского орнамента:

а) листья и стебли растений;

б) парные завитки рогов животных: быка, барана, козы, оленя;

в) фигуры ромба, круга, треугольника, квадрата;

  

      Кроме этих элементов, существовали еще и не менее важные компоненты адыгского орнамента, каковыми являются символистические изображения связанные с прекрасным окружающим нас миром и религиозными культовыми обрядами:

-символ солнца – тыгъэ;

-середина или центр (сердце);

-огненные символы – машIо;

-символ гробницы – пхъэбай;

-серп – гъупчъэ;

-дольмен – исп ун;

-символ метательного оружия – щэбзащ;

-ножницы – лэныст;

-символ молнии и грома – шыблэ;

-символ холодного оружия – саблэ, сэшхо;

-лук, натянутый тетивой – щабзэ;

         В художественном изображении элементов орнамента:

1)     тIыбжъэ;

2)     шъыхьабжъэ;

       Начав орнаментальное оформление тамговой символики, можно утверждать, что адыгские (черкесские) фамильные тамги, это не те же самые элементы адыгского орнаментального искусства, названия которых было утеряно с течением некоторых неизвестных обстоятельств.

       В орнаментальное искусство адыгов входят также рельефные, фризовые узоры, нанесенные на древних керамических сосудах протомеотского периода, на дольменных плитах, на накладках кинжалов и шашек:

-символ пашни;

-дольменный зооморфный орнамент (заяц) – итого 7 штук;

-символ воды;

-скотоводческий символ;

-рельефный узор, символ виноградничества;

-заснеженные горы;

-пасмурная погода;

-символ горной местности.       

Создать бесплатный сайт с uCoz