SHaova_F.I._IKT_v_rabote_uchitelya_nach._kl.doc
3etnokultura.doc
2urok4.ppt

SHaova_F.I._pedchteniya.ppt
 

                    Ф.И. Шаова            

                  учитель начальных классов                                                        МОУ СОШ №6 Шовгеновский район

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» ДЛЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Начинать новое всегда страшно, но и интересно. Время бежит вперед. Современные дети сейчас не те, что были несколько лет назад. Они требуют от нас нового подхода в обучении.

Если учитель выбрал свою профессию не случайно, а по призванию, работает в школе с желанием и увлечением, ему всё по плечу. А новые стандарты должны вызывать желание скорейшего перехода на них.

В нашем образовательном учреждении проблема готовности учителей не стоит остро, потому что учителя начальных классов уже второй год ведут экспериментальную работу по внедрению стандартов второго поколения. Они самостоятельно разрабатывают программы по предметам и  внеурочной деятельности учащихся.

 К работе по новым стандартам  нужно готовить всех: и учителей, и родителей, и учеников. Стандарт принят, учителям придется на него переходить в любом случае, работа для педагогов предстоит огромная, но учителям к новому не привыкать, освоится со временем все. А вот родители? Нужно донести до них, что теперь наши дети - современные, научить родителей быть помощниками  детям так, что бы помощь родителей не расходилась с методами и приемами, используемых на уроках. Нужно сделать так, чтобы родители тоже приняли нововведения.

Меня больше волнует ресурсное обеспечение, которое должно создать условия с помощью которых, учитель мог бы формировать у младших школьников желание и умение учиться. В современных условиях материально-техническая база ОУ быстро устаревает, для приведения ее в соответствие с быстро меняющимися условиями жизни необходимы материальные затраты. Возникает вопрос, где их, т.е. деньги взять, чтобы эту самую базу поддерживать в должном состоянии? Государство деньги на ОУ выделяет или нет? На приобретение УМК для ученика 1 класса нужно примерно 3,5 тысячи рублей. Все бы нечего, но многие родители наших потенциальных первоклассников купить этот комплект не смогут. Это реальность. Перед нами не стоит вопрос, хотят ли учителя переходить на новые УМК или не хотят.

В современном начальном образовании России существуют учебно-методические комплекты (УМК):

- системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова,

- система общего развития Л.В.Занкова,

- образовательная система «Школа 2100»,

- «Начальная школа 21 века»,

- «Гармония»,

- «Перспективная начальная школа»,

- «Планета знаний»,

- «Школа России» и др.

Учитель вправе выбрать УМК только в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. (Согласно статьям 32 и 55 Закона РФ «Об образовании»). Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года.                                                                            Теперь в начальной школе я должна научить ребенка  не только читать, считать и писать, чему и учила  вполне успешно. Я  должна  привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.                                                                                                            Наиболее готовыми для реализации целей и задач ФГОС второго поколения являются следующие УМК:

«Начальная школа XXI века» (издательство «Вентана-Граф»).

«Перспективная начальная школа» (издательство «Академкнига/учебник»).

«Планета знаний» (издательство «АСТ Астрель»).

«Школа 2100» (издательство «Баллас»).

УМК по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова (издательство «Вита-пресс»).

УМК по системе Л.В. Занкова (издательство Корпорация «Федоров»).

Я работаю учителем начальных классов 27 лет. Все годы я работала по УМК "Школа России". Но в этом году заинтересовалась УМК "Планета знаний".        УМК «Планета знаний» разработан в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования. Комплект состоит из учебников, рабочих тетрадей и методических пособий по всем основным предметам начальной школы. Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников; единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности учащихся. Знакомство с каждым учебником и с каждой крупной темой начинается со специальных разворотов – маршрутов, в которых с помощью изобразительных средств и текста представлены все темы учебника. Это позволяет формировать у учащихся понимание плана предстоящего обучения и отслеживать эффективность его реализации. В учебниках в конце каждой темы представлены проверочные работы и тренинговые задания. Проверочные и тренинговые задания могут быть использованы по усмотрению учителя для диагностики знаний учащихся, устранения пробелов в знаниях, индивидуальной работы с учениками, организации самостоятельной работы школьников. Содержание и структура учебников предоставляют возможность формировать у учащихся умения: решать творческие задачи, распределять работу и договариваться в процессе коллективной деятельности, самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебных задач, а также формировать навыки самоконтроля.                                                                      Отлично подобраны разнообразные тексты по русскому языку и чтению. Помимо хороших текстов по чтению, составлены интересные вопросы, развивающие задания. Ребенок должен сам придумать сказку, домыслить текст, сделать рисунок. Математика интересна тем, что каждое задание подводит ученика самостоятельно к ответу. Не как в стандартной программе: учитель объяснил – ученик выполнил. Здесь другой подход. Обращу внимание на то, что существует мягкий переход из «Планеты знаний» на традиционную программу.

Все учебники УМК имеют единую систему заданий и единую маркировку, которая облегчает работу учителя и школьника с учебниками и рабочими тетрадями комплекта.

    "Творческие задания" направлены на развитие у учащихся воображения, пространственных представлений, познавательных интересов, творческих способностей и проявления оригинальности при решении творческой задачи.
Задания на "информационный поиск" требуют обращения детей к окружающим их взрослым (учителю, членам семьи), к познавательной литературе и словарям (первоначально учебников), развивает у них потребность в поиске, преобразовании и проверке необходимой информации для решения учебных и познавательных задач.  

 "Дифференцированные задания" предоставляют учащимся возможность выбрать в более узком учебном пространстве (1 - 3 задания) задания, адекватные уровню своей подготовленности.
Наиболее сложные задания названы "интеллектуальный марафон", они ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации, т.е. выдвигать и проверять гипотезы. Задания повышенной сложности отличаются разнообразием по сложности, по типам и форме представления результата.
 Авторы стремились, чтобы большинство учащихся нашли себе задания в соответствии со своими возможностями и выполнили его либо сами, либо участвуя в группе.

 Учебно-методический комплект "Планета знаний" ориентирован на детей с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития и темпом освоения учебного материала.                                                                                   УМК «Планета знаний», учитывая инновационные тенденции, обозначенные в рамках проекта Государственных образовательных стандартов II поколения, обеспечивает развитие познавательной мотивации и интереса учащихся, их готовность к продолжению обучения в среднем звене, развитие способности к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, способствует формированию основ нравственного поведения. 

Отмечу, что опережая стандартную программу, «Планета знаний» не перегружает учащихся. Если брать всеми любимую математику по Л.Г. Петерсону, то она требует физического и интеллектуального подхода. Чтобы учиться по «Программе 2100» или «Гармония», ребенок должен быть уже подготовленным. По «Планете знаний» можно учить любых детей с детсадовской подготовкой и в малышовом возрасте в том числе. Учась по этой программе, дети заметно отличаются от тех, которые учатся по классической. Эти дети творческие. Минус в этой программе только один – перестроиться учителю, который много лет проработал по традиционной программе. Хотя для таких учителей в  проводятся специальные курсы.  При работе по УМК «Планета знаний» (издательство «АСТ Астрель»)  особое внимание необходимо обратить на формирование метапредметных и личностных результатов. В формировании универсальных учебных действий и личностных результатов в соответствии со стандартами второго поколения учителю помогут следующие пособия:   Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения) / под. ред. А.Г. Асмолова. – М. Просвещение, 2010. – 152 стр.                                                                    Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) – М.: Просвещение, 2010. – 120 стр.                                                                                                              Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. (Стандарты второго поколения) / под ред. О.Б. Логиновой. – М. Просвещение, 2009. – 31 стр.                                                                                  Воронцов А.Б., Егоркина С.В. и др. Проектные задачи в начальной школе. (Стандарты второго поколения). – М. Просвещение, 2010. – 176 стр.            Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. – М. Просвещение, 2010. – 215 стр.                                                                                                      Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Формирование универсальных учебных действий. Тренажер для учащихся 4 класса. – М.: Ювента, 2009. – 48 стр.     Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода: методическое пособие для учителей начальных классов / под общей редакцией Н.В. Калининой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – 99 стр.

Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе: учебно-методическое пособие для учителя / под общей редакцией Н.В. Калининой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – 56 стр.     Желаю всем нам достичь высоких результатов в реализации стандартов второго поколения.

   Литература                                                                                                                   

  ФГОС  Примерные программы начального образования. – «Просвещение»,  Москва,  2009.(192 стр.)  ФГОС  Планируемые результаты начального общего  образования. – «Просвещение»,  Москва.  2009.(128 стр.)                                                     

 Программы образовательных учреждений. Начальная школа. Планета знаний. Издательство «Астрель» (575 стр.)

 

Daurova_ZH.A._FGOS_PROEKT.doc

                                                 Ж. А. Даурова

                                                                учитель начальных классов

                                                               МОУСОШ№6 Шовгеновского р-на

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

   Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

      Метод проекта не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920-е гг. американским философом и педагогом Дж. Дьюи на основе гуманистических идей и развит его учеником. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат.

         В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С. Т. Шацкий с небольшой группой коллег пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено.

            В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, сделан акцент на освоении учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проекта снова востребован и популярен.

 

             Суть ее в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют собственный проект, решая какую- либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевают новыми знаниями. Работа по методу проектов превращает школу в консультирующий, руководящий работой учащихся центр. Разрабатывая проекты, дети получают навыки письма, чтения, счета, познают окружающую их природу через собственный поиск.

ЦЕЛЬ: развитие интеллектуально – творческой личности ребёнка путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

 

ЗАДАЧИ :

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

 

РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: создание продукта, востребованного другим.

 

    Начало проектной деятельности закладывается в учебной работе.

    При выборе тем проектной и исследовательской работы на первый год обучения в школе, мы остановились на таких темах: «Обязанности членов семьи», «Любимый семейный праздник», «Мое генеалогическое древо», «Мы приглашаем гостей».

 

В основе метода проектов лежат:

 

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;

 

  • умение ориентироваться в информационном пространстве;

 

  • умение самостоятельно конструировать свои знания;

 

  • умение интегрировать знания из различных областей наук;

 

  •  умение критически мыслить.

 

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельную деятельность ученика;
  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  • использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

А для этого учителю необходимо:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
  • уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
  • устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  • уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Этапы работы над проектом (исследованием)

1 этап. Целеполагание.

  Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.   

2 этап. Разработка проекта.

 

  Разработка проекта- плана деятельности по достижению намеченной цели. Детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать к кому придется обратиться за помощью, советом. Какие книги предстоит прочитать. Какие предметы, принадлежности, пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться.

Мой маршрут движения

к поставленной цели.

Старт ( Я выбрал тему и цель проекта и нарисовал себя в начале пути).

 К кому я могу обращаться за советом?

На чью помощь я могу рассчитывать?

------------------------------------------------------------------------------------------

Мне надо прочитать эти книги:

------------------------------------------------------------------------------------------

Я рисую предметы, которые пригодятся мне при выполнении проекта. Надо научиться с ними правильно обращаться.

Что еще необходимо сделать, чтобы подготовиться к выполнению задуманного как можно лучше?

------------------------------------------------------------------------------------------

 

  Мой проект

Что я хочу сделать?

( Чему научиться, кому помочь, каким стать?).

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Как будет называться мой проект?

Что будет главным его результатом?

------------------------------------------------------------------------------------------------

   А  такой будет эмблема моего проекта.

( Когда я выполню этот проект, она будет наклеена на карту проектов в классе.)

 

 

 

 

3 этап. Выполнение проекта.

 

  После того как спланирована работа, пора действовать. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

 

4 этап. Подведение итогов.

 

Презентация проектов.

Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

 

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
 - Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Телепередача.
- Экскурсия.

 

  • Методические рекомендации.
  • При выборе темы проекта давать детям время на обдумывание, не подгоняя их.

 

  • Обдумывая цель работы, поставить гипотезу (проблему), которая может возникнуть в ходе исследования, подумать над актуальностью, полезностью темы для сегодняшнего дня.

 

  • Изучив теоретическую часть проекта, обязательно доказать практически ( провести эксперимент, опыт, исследование).

 

  • Подводя итоги, проанализировать полученные результаты ( можно схемой, диаграммой, таблицей) сделать сравнительный анализ, выявить полезность выполненной работы.

 

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

   Нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

 

Список литературы:

  1. ФГОС Примерная программа начального образования.- Москва, «Просвещение», 2009 г., 192 стр.
  2. ФГОС Программа внеурочной деятельности учащихся.- М., «Просвещение», 2009 г.
  3. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования.- М.,
  4. «Просвещение», 2009 г., 128 стр.


 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz