Ceeva_N.A._Osnovnye_gruppy_slozhnosochinennyh_predlozhenii

_po_znacheniju_i_sojuzam.docx
 

Цеева Н.А.,

учитель руского языка

 и литературы

МОУ СОШ № 6                                                                                                                 

 

Тема: « Основные группы сложносочиненных предложений по

                                                          значению и союзам.

         Знаки препинания в сложносочиненном предложении».

Цель урока: закрепить знания учащихся о сложносочиненном предложении, совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.

                                                                     Ход  урока

1.Проверка домашнего задания

  • Взаимопроверка упражнения 10. В это время один из учеников рисует схемы предложений 1, 2, 11 на доске. Второй и третий ученики выписывают на доску сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом из упражнения 11.
  • Вопросы теории:

    -Какие союзы встречаются в ССП?

                  -Какие значения могут иметь ССП?

                 -В каком случае запятая между предложениями в ССП не ставится?

 2.  Закрепление изученного материала

1). Упражнение 12 (устно; упражнения 1, 2, 3, 4, 5, 7 из п.1 и сделать схемы к ним в тетрадях).

 2). Диктант с взаимопроверкой.

      Записать предложения под диктовку, сделать разбор: 1-й вариант – фонетический  и морфологический; 2-й вариант – словообразовательный и по составу  синтаксический.

А) Бабочки крыльями хлопали очень тихо, а стрекозы крыльями пели очень звонко.

Б) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.

В) На покосе то мошкара кружит, то комары звенят и жалят.

Г) Кот принял угрожающую позу, щенок тоже оскалился.

3.Творческий диктант.

    Закончите пословицы,  использовав противительные союзы:

А) Не место красит человека, … (а человек место).

Б) Не красна изба углами, … (а красна пирогами).

В) Мягко стелет, … (да жестко спать).

Г) Делу время, … (а потехе час).

Д) Близок локоть, … (да не укусишь).

Е) Не спеши языком, … (а спеши делом).

Вариант задания: выписать из словаря В.И.Даля пословицы – ССП с противительными союзами.

4. Конструирование предложений. Синтаксические синонимы.

     Составьте из двух предложений одно сложносочиненное с общим второстепенным членом.

А) Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет. (Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюет).

Б) Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки. (На арене цирка тигры послушны и слоны легки).

В) Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится. (Перед контрольной обязательно зуб заноет, рука разболится).

5. Работа с учебником.

1) Упражнение 14: п. 1 – устно (выполняем «по цепочке»), п. 11 – письменно; предварительно выразительно читаем текст упражнения – стихотворение И.А.Бунина.

2) Упражнение 19 (работа с текстом романа М.Ю.Лермонтова «Герои нашего времени»). Вариант задания: выписать из статей учебника литературы ССП с соединительными, противительными союзами.

3) Записать в словарик слова в рамках: гуманный, человечный. Придумать ССП с этими словами.

6. Занимательная лингвистика.

Найдите «четвертое лишнее»:

1)     Дом не велик, да скучать не велит.

2)     Хлеб да каша – пища наша.

3)     Маленький, да удаленький.

4)     Хороша Маша, да не наша.

(Лишнее предложение – 2, в остальных случаях да; но)

7. Домашнее задание.

Упражнение 16 – письменно; Упражнения 20, 21 – устно. Принести на урок газету, выбрать понравившуюся статью , заметку или очерк.

 

 

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz